финансовая грамотность
Региональный центр финансовой грамотности
Дети и деньги: первое знакомство с деньгами
Дети и деньги: первое знакомство с деньгами

Научить детей правильному отношению к деньгам – одна из главных родительских задач. Современная педагогическая наука советует формировать представление ребенка о мире экономики и финансов уже в дошкольном возрасте, когда дети более восприимчивы к словам родителей. В этот период у них отсутствует любой другой опыт помимо внутрисемейного, который мог бы сформировать их собственное мнение, поэтому именно от родителей зависит какие эталоны, правила поведения в мире экономических ценностей и способы действий он выработает.
Первое, с чего нужно начать, это привить малышу уважительное отношение к деньгам. Ребенок должен хорошо понимать, что деньги не появляются в семье по первому желанию и что они имеют свойство заканчиваться. И главное, что должен знать ребенок: чтобы получить деньги нужно потрудиться.

Первые потребности

Уже в самом раннем возрасте необходимо сформировать у ребенка разумные финансовые потребности. Расскажите ему, какие потребности есть в вашей семье. Объясните, что в первую очередь деньги, которые вы зарабатываете, необходимо тратить на удовлетворение основных потребностей: оплату счетов, покупку продуктов, одежды и т.д. Распределите все потребности семьи на понятные ребенку категории – обязательные (квартплата, продукты и т.д.), желательные (одежда, ремонт и т.д.) и необязательные (дорогие игрушки, развлечения и т.д.).
Когда ребенок говорит вам: «Я хочу что-то», спрашивайте: «А зачем тебе это?». Постройте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка продуктов, лекарств – куда важнее желаний ваших или его.

Планируя посещение продуктового магазина, привлекайте ребенка к подготовке: продумайте и обсудите покупки, составьте список необходимых продуктов. Нарисуйте схематично напротив каждого продукта рисунок, чтобы в магазине ребенок сам смог ручной отмечать покупки.

Непосредственно в магазине он сможет сам найти нужные продукты, а вы объяснить ему почему нужно брать большую или маленькую упаковку продукта, товар одной или другой стоимости и т.д. Пусть он научится выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т.д. Это путешествие во взрослую жизнь отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а вас избавит от капризов и незапланированных трат. Придя домой, обязательно похвалите ребенка за оказанную вам помощь.

Труд и деньги

Следующим важным этапом является формирование у ребенка понимания взаимосвязи между трудом и деньгами. Ему важно понимать, что они не образуются из воздуха, а получаются родителями за их труд. Расскажите ребенку о своей профессии обязанностях на работе, если есть возможность, возьмите его с собой на работу, познакомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждого работника в общих результатах. Чтобы у ребенка сложилось объективное восприятие профессии, не следует скрывать и негативные стороны вашего труда: усталость, физические нагрузки, монотонность, опасность из-за взаимодействия с определенной техникой и т.д. Также вы можете поиграть с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время стать журналистом и подготовить передачу «Полезные советы». Пусть он возьмет у вас интервью на темы: «Как приготовить вкусный суп», «Как пришить пуговицу», «Как почистить ковер?» и др.

Копилка

Следующим этапом финансового воспитания станет создание детской копилки. Ребенку нужно объяснить, что деньги можно не только тратить, но и копить. Главное, чтобы малыш сам находил способы пополнять копилку, сэкономив на чем-либо, а не считал, что мелочь в кошельках всех членов семьи обязана быть его. Психологи советуют детям не тратить все деньги из копилки один разом, как минимум половина суммы должна оставаться. Это необходимо, чтобы приучить детей правильно распоряжаться деньгами и не делать необдуманных покупок.

Что касается подаренных денег, то они обязательно должны тратиться на то, что хочет ребенок, а не его родители. Их можно также отложить и, накопив необходимую сумму, приобрести долгожданный подарок. Однако если родители не уверены в сохранности большой суммы в детских руках, то ее можно оставить у себя на хранение. Но, ни в коем случае, нельзя тратить детские деньги не на его нужды, иначе доверие ребенка будет подорвано и он потеряет всякий интерес к накоплению.

Во второй части статьи «Дети и деньги: что должны знать дети о деньгах» мы расскажем о том, чему стоит учить детей, когда первое знакомство с деньгами уже состоялось.

Н. Заварзина, Е. Сушко

Поиск по сайту
Неделя сбережений
facebook vk ok
Опрос Все опросы
Знаете ли Вы размер своей будущей пенсии?

Результаты голосования →

Тест 1
Дорогие друзья! Предлагаем пройти занимательный тест. Ответив на его вопросы, Вы сможете не только проверить свои знания, но и определить, какой тип финансового поведения характеризует лично Вас! Может быть, Вы все знаете о корпоративных финансах и игре на фондовой бирже, но в повседневной жизни ведете себя, как настоящий транжира! Наш тест поможет Вам определить это. Пройти тест
Курсы валют ЦБ РФ
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
© 2017, www.fingram34.ru facebook
Создание сайта: Веб-решение