финансовая грамотность
Региональный центр финансовой грамотности
Волгоградский педагог об истинных и мнимых ценностях
14.03.2019 Волгоградский педагог об истинных и мнимых ценностях

Первое место на III конкурсе эссе "Финансовая грамотность в зеркале педагогического мастерства" в номинации «Мой опыт проведения занятий по финансовой грамотности для дошкольников» заслуженно присвоено Щербиной Наталье Федосеевне, МБДОУ «Детский сад №73 «Аистенок», г. Волжский, Волгоградская область. Приводим ее работу.

Деньги — плохой хозяин, но очень хороший слуга. (Френсис Бэкон)

Смысл работы современного педагога заключается не только в том, чтобы подготовить ребёнка к будущей взрослой жизни, уметь адаптироваться в духовной, нравственной, культурной жизни, а также подготовить маленького человека к непростой иногда даже жесткой экономической реальности, в которой он сталкивается уже с дошкольного возраста. Современная экономическая реальность предъявляет высокие требования к правовому и экономическому просвещению человека 21 века, и начинать это знакомство необходимо уже с детства. 

«Мама, купи!» – требует ребенок на весь магазин. Ничего особенного, но это момент когда стоит задуматься о том как и почему стоит объяснить своему чаду необходимость, ценность денег. А также возможности, и даже некоторое коварство этих разноцветных купюр, играющих в наше время такую большую роль в жизни людей.

Родители часто недоумевают, почему их дети не умеют обращаться с деньгами, и не понимают их настоящей ценности, а также не представляют, каким трудом достаются заветные купюры. А между тем именно деньги играют огромное значение в нашем материальном мире. Всё, что мы получаем т.е., то что покупаем в магазинах и что необходимо нам для жизни, а также чем пользуемся в этой жизни какие получаем услуги (медицина, детский сад, квартплата) и многое другое требует от нас денежных средств. К большому сожалению, в нашем государстве не в школах, не в институтах не обучают детей обращению с деньгами и все учатся самостоятельно, часто на своих ошибках, порой очень горьких. 

В изменяющихся условиях современной жизни экономическое воспитание и образование дошкольников необходимо как первичный опыт экономических отношений. Через свой опыт дети, приобретают необходимые им знания обращения с деньгами. 

И помочь ребенку освоить этот трудный жизненный опыт – задача, прежде всего, родителей и педагогов. Ведь именно близкие заинтересованные люди помогут ребёнку приобрести доступные знания, представления которые в дальнейшем станут базовой опорой в жизни.

 Однако результаты анкетирования родителей принесли не утешительные результаты и было выявлено, что хотя родители и заинтересованы в умениях детей обращаться с деньгами, но они абсолютно не представляют как правильно и доходчиво объяснить детям как правильно пользоваться средствами, а иногда приумножить свои доходы. Отсюда мы приняли решение, что в обучении финансовой грамоте привидеться принимать посильное участие как взрослым так и детям. Работу по этой программе я построила в соответствии с несколькими принципами которых старалась придерживаться :

Принцип систематичности - занятия не пропускались с детьми экспериментальной группы, а если это происходило, то потом знания ребенку давались индивидуально по мере его способностей;

Принцип от простого к сложному - материал преподносился в доступной форме и если темы были достаточно сложноваты для понимания ребенка, то занятие делилось на несколько частей, если в этом былан6еобходимость. Для детей которые не могли сразу понять о чем речь. также занятие проводилось повторно индивидуально;

Принцип взаимодействия со взрослым - если что- то не понял или что-то интересно, для этого есть взрослый у которого можно спросить или попросить найти ответ на интересующий вопрос;

 Занятия конечно очень интересно, тем более познакомится с новыми героями (Кот Белобок) и окунуться в мир его финансовых приключений. Узнать и научиться пользоваться новыми терминами «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности», «труд», «профессия», «специальность», «продукт труда», «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта», «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, трудовая пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «планирование» и др. Интерес родителей к этой теме после занятий очень вырос, особенно после того как дети стали владеть этими знаниями. 

И презентации принесли свои плоды, сколько необычного можно узнать и увидеть у тетушки Совы.

 Однако быть непосредственным участником процесса куда более важно, интересно и заманчиво поэтому самым главным инструментом обучения была конечно - игра. 

Сюжетно-ролевые игры «Ярмарка», «Магазин», «Оптовый рынок», «Торговый центр», «Ярмарка вакансий» и т.д. Были самыми интересными, хотя во время их проведения возникало много вопросов.

 Дидактические- речевые игры «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», « Свинья - копилка», «Монополия» помогают закрепить знания детей о мире экономики, а также запомнить термины, А можно и приобрести новые экономические знания, умения и навыки. 

Также необходимым элементом взаимодействия родителей и детей были досуги и интеллектуальные конкурсы развлечения «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», « Своя игра».

Игры – викторины, конкурсные задания, были необходимы для определения базы знаний по определенным темам. Большую роль сыграли проблемные задачи, которые помогали детям самовыразиться в процессе изучения данной программы, а также индивидуально проявиться. Проявить свои творческие возможности, а также попробовать взаимодействие со сверстниками или взрослыми помогли общие рисунки, поделки и коллажи.

 Апробация региональной модульной образовательной программы для дошкольного образования «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» показала достаточно высокий уровень эффективности. В среднем воспитанники экспериментальной группы почти в 2 раза лучше отвечали на экономические вопросы и решали экономические задачи, чем участники обычной группы.

Знакомя детей дошкольников с экономикой и финансовой грамотность, взрослые должны помочь детям понять важность и ценность своего и чужого труда, отличать истинные ценности от мнимых...

В 2017 году в Волгограде я прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе « Реализация образовательного курса по финансовой грамотности для дошкольного образования». «Приключения кота Белобока или экономика для малышей» и начала работать в этом направлении.

Целью моей работы является формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Не все родители понимали, для чего нужен этот кружок детям, тем более в столь раннем возрасте. Я нашла определение, которое полностью удовлетворяло меня как педагога и заинтересованных в этом родителей. Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортно, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: «Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?»  Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста. Исходя из этого, я поставила перед собой следующие задачи:

-создать условия для формирования финансовой грамотности у детей;

-познакомить детей с явлениями социальной действительности;

-расширить знания детей и дать осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий«труд - товар - деньги» и «стоимость товара в зависимости от качества»;

-сформировать правильное отношение к деньгам как предмету, необходимому для жизни.

Свою работу по обучению детей я начала с опроса родителей (приложение 1,2). Результаты анкетирования выявили, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность такого воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру финансов.                                   

   На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к взрослой жизни.

  Для выявления готовности к обучению, в начале учебного года мною был проведен входной мониторинг для детей по программе обучающего курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»

 (приложение 3).

  Работа по формированию у детей финансовой грамотности составлена на совместной деятельности участников образовательного процесса по следующему принципу: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.

   Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые (приложение 4), дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – дети совместно со взрослыми решают познавательные, практические, игровые задачи (приложение 5).  Прежде чем познакомить детей с новыми дидактическими играми, мне необходимо с ними разобраться самой, в этом мне помог мой дружный коллектив. Познакомив коллег с теоретической частью, мы перешли к практической. Педагоги с неподдельным интересом включились в игру, именно в такой легкой и непринужденной форме я провела мастер-класс для воспитателей нашего детского сада (приложение 6). Для закрепления изученного материала, детям необходимо наглядно все продемонстрировать.  А где можно все это встретить, как не в настоящей жизни, за пределами нашего сада. Именно с этой целью мы и отправились на ознакомительные экскурсии. За учебный год мы уже успели посетить: ЖД вокзал, ателье, отделение сбербанка, почтовое отделение, аптеку, парикмахерскую, библиотеку и разные магазины (приложение 7).Что я отметила для себя, люди охотно шли на контакт с детьми, рассказывали интересные истории, показывали оборудование и самое главное, что все они были горды за свою профессию! Дети слушали их с большим удовольствием и черпали для себя много новой и полезной информации, которая в дальнейшем им может пригодиться.

В своей группе я создала такие условия и предметно-развивающую среду, которые помогают каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, будь то дидактическая или же сюжетно-ролевая, математику, рисование, что облегчает умственному и личностному развитию.

В ходе знакомства с разделом «Потребности» дети усвоили основные экономические понятия: потребности, жизненно важные потребности, возможности.

В разделе «Труд» дала представление о труде, его видах, научила выделять последовательность трудовых действий, воспитала уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.

В разделе «Товар» сформировала системные знания о предмете, выделяла новую сторону предмета – товар, как результат труда. Вместе с родителями воспитанников выдвигаем единые требования к детям – это бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.

В разделе «Деньги» моей целью является: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости. Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг.

В разделе «Семейный бюджет», я подвожу детей к новым понятиям: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).

Дала представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показала как много их в повседневной жизни. Родители моих воспитанников с удовольствием посещали открытые занятия и викторины по финансовой грамотности. В течение года с ними проводила беседы и консультации, оформлен информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи.

 В апреле я провела повторное анкетирование для родителей (приложение 8) и была приятно удивлена, оно показало, что включение в образовательный процесс работы по формированию финансовой грамотности помогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.

В дальнейшей своей работе в данном направлении я планирую чаще привлекать семьи своих воспитанников к различным мероприятиям.

Мне очень приятно, что моя работа не осталась незамеченной. Повторный мониторинг с воспитанниками, проводимый в конце учебного года, показал высокий результат абсолютно у всех детишек.(приложение 3) А это значит, что моя работа не прошла даром и заинтересовала всех участников учебного процесса! Самое важное, что эта работа далась мне легко, ведь в этом курсе сложная терминология объясняется на доступном для маленьких людей языке.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников.

Поиск по сайту
Неделя сбережений
facebook vk ok
Опрос Все опросы
Знаете ли Вы размер своей будущей пенсии?

Результаты голосования →

Тест 1
Дорогие друзья! Предлагаем пройти занимательный тест. Ответив на его вопросы, Вы сможете не только проверить свои знания, но и определить, какой тип финансового поведения характеризует лично Вас! Может быть, Вы все знаете о корпоративных финансах и игре на фондовой бирже, но в повседневной жизни ведете себя, как настоящий транжира! Наш тест поможет Вам определить это. Пройти тест
Курсы валют ЦБ РФ
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
© 2019, www.fingram34.ru facebook
Создание сайта: Веб-решение