Обучение финансовой грамотности от дошколят до школьников: опыт Волгоградской области
23.01.2019
Волгоградская область является одним из пилотных регионов – участников Проекта по повышению уровня финансовой грамотности населения. Опыт, накопленный с 2011 года, позволяет успешно внедрять разработанные в регионе программы для школьников, дошколят и взрослых.
В числе наиболее востребованных:
– программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей»,
– модульная образовательная программа по финансовой грамотности для учреждений системы дополнительного школьного образования,
– образовательный курс по финансовой грамотности для детских оздоровительных/летних лагерей.
Все материалы разработаны и апробированы в образовательных организациях региона. Данные программы не только успешно используются в работе педагогами Волгоградской области, благодаря поддержке профильных комитетов – Комитета финансов и Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, но и активно распространяются по другим регионам, поскольку все разработанные материалы находятся в открытом доступе. Любой желающий может бесплатно скачать их на сайте Регионального центра финансовой грамотности Волгоградской области в разделе «Финансовая жизнь региона».
Для поддержания интереса педагогов региона к дальнейшему развитию образовательных практик в сфере финансовой грамотности ежегодно проводится конкурсе эссе «Финансовая грамотность в зеркале педагогического мастерства». Его организаторы – Региональный центр финансовой грамотности Волгоградской области и ГКУ «Центр развития и организационно-аналитического сопровождения образования Волгоградской области». Эссе выбрано в качестве основного формата конкурса не случайно. Именно свободная форма изложения позволяет учителям и воспитателям высказать свое мнение и внести конструктивные предложения. В своих работах педагоги делятся впечатлениями от проведения курсов по финансовой грамотности для дошколят и школьников и представляют собственные разработки (игры, методические предложения и пр.).
Отмечают авторы эссе и существующие в этой сфере проблемы. Так, большинство педагогов указывают, что родители на первом этапе обучения ребят, как правило, настроены скептически. Финансовое воспитание в семьях отсутствует, и это практически единогласно признается нормой поведения. Хотя неподдельный интерес ребят к этой теме достаточно очевиден, редкий родитель задумывается о том, что в 7 лет у ребенка уже может появиться личная банковская карта, в 14 лет – он может открыть свой вклад, а в 18 лет – взять первый кредит. А значит, начинать разговор с детьми о деньгах и финансовых рисках после совершеннолетия уже, как минимум, поздно. Поэтому своей задачей педагоги региона видят не только обучение детей, но и активное вовлечение родителей путем проведения лекций, консультаций, собраний, выполнения домашних заданий совместно с ребятами.
«Дети в младшем и среднем школьном возрасте не до конца осознают, какое отношение к ним имеют финансы, бюджет семьи, налоги, валютные котировки, экономические кризисы, кредиты и банки. Но все они хотят стать богатыми, иметь неограниченные средства и покупать всё, что им захочется. Однако несметные богатства ждут их в далёком будущем, так как многие родители на растущие с каждым днём запросы своего чада отвечают: «Вот вырастешь, заработаешь и купишь!», А пока юному почти миллионеру приходится довольствоваться только мечтами», - отмечает в своем конкурсном эссе Светлана Николаевна Оноприенко, учитель истории и обществознания МОУ «СШ №124 Красноармейского района Волгограда.
«Опрос родителей показал ожидаемый результат: у многих никакого целенаправленного финансового воспитания нет. От назойливых детских просьб родители часто отмахиваются фразой: «Я так быстро деньги рисовать не умею!». Вот и все финансовое просвещение! Но так не должно быть. Самое главное, заинтересовать ребенка и включить его в практическую деятельность. Поэтому применение игровой технологии с привлечением привлекательности сказочных героев, может помочь не только сделать легким процесс обучения для детей, но и позволит педагогам проявить свое творческое начало, актерское мастерство», - пишет в своей работе Светлана Павловна Сыпкова, педагог-психолог МОУ «Детский сад №177 Тракторозаводского района Волгограда.
Позитивный эффект от работы с ребятами бесспорен: они не только с интересом и энтузиазмом вовлекаются в процесс обучения, но и привлекают своих родителей и самостоятельно придумывают сценки, стихи, сказки на финансовую тему для участия в региональных конкурсах. Собственные наработки учителей и воспитателей имеют большое значение. Одни стараются дать больше практики и понимания, как полученные знания можно применить в реальной жизни, другие задействуют творческое начало обучающихся, третьи привлекают на помощь современные технологии (демонстрируют возможности онлайн-банкинга, проводят турниры по финансовым играм, привлекают ребят к участию в вебинарах финансовых экспертов).
«При прохождении темы «Проценты» в 5 классе я, как учитель математики, всегда стараюсь давать задачи, связанные с темой выбора более выгодного кредита, а также более приемлемых условий погашения кредитов, считаем какую сумму под какие проценты выгодно положить на счет в банке и другие. В наступившем учебном году я ознакомилась с предложением различных тем онлайн-уроков по финансовой грамотности в сети Интернет, и мы с ребятами решили при планировании работы класса обязательно принять участие в этих уроках. Думаю, это пойдёт им только на пользу!» - поделилась своим опытом Валентина Ивановна Елякина, учитель математики МКОУ «Хоперская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
Аналогичный подход использует Наталья Александровна Бокова, воспитатель дошкольных групп МКОУ «Дьяконовская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области»: «Учитывая возрастные особенности дошкольников, задачи с экономическим содержанием предлагаю в занимательной форме, для чего в содержание задачи ввожу любимых сказочных, мультипликационных, телевизионных, литературных героев. Наличие задач с финансовым содержанием на занятиях в дошкольных группах способствует получению первоначальной финансовой грамотности, вносит практическую направленность, развивает способность анализировать ситуацию в реальной жизни и принимать самостоятельные решения. Например, при знакомстве с семейным бюджетом дошкольники могут научиться просчитывать рациональную покупку, что необходимо семье».
«Часто у детей понятие «финансы» вызывает ассоциации, связанные только с карманными деньгами. Все остальное особого энтузиазма не вызывает. Поэтому с коллегами мы решили провести не дежурное мероприятие, а «Неделю финансовой грамотности». Учащиеся с большим интересом приняли участие в «неделе», а мы – учителя – получили своеобразный мониторинг знаний и интересов детей. Уроки, которые включены в программу предмета обществознания, к сожалению, не дают ответа на все интересующие вопросы школьников, а порой просто многие темы им не интересны. Поэтому пришли к выводу, что наиболее понятными, доступными, интересными формами занятий по финансовой грамотности в школе должны быть игры», - отметила в своем эссе Наталья Александровна Крайникова, учитель истории и обществознания МКОУ «Троицкая СШ городского округа город Михайловка Волгоградской области.
Работы победителей конкурса эссе «Финансовая грамотность в зеркале педагогического мастерства» размещаются в открытом доступе на сайте
Регионального центра финансовой грамотности. Изучение опыта предшественников позволяет вновь вовлеченным педагогам познакомиться с лучшими практиками внедрения региональных образовательных программ и использовать в образовательной деятельности самые новые разработки в сфере повышения финансовой грамотности дошкольников и школьников.
Об авторе:
Екатерина Юрьевна Сушко – консультант по мероприятиям, связанным с информационной кампанией в рамках реализации Программ по повышению уровня финансовой грамотности на территории Волгоградской области
Источник: "Учительская газета" http://ug.ru/method_article/1276