финансовая грамотность
Региональный центр финансовой грамотности
ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ В ШКОЛЫ И КОЛЛЕДЖИ
24.02.2016 ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ В ШКОЛЫ И КОЛЛЕДЖИ

В январе 2016 года в Волгоградской области завершилась апробация дополнительных образовательных программ и учебных материалов по финансовой грамотности, подготовленных издательством «ВИТА-ПРЕСС» для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Учебные материалы были подготовлены в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и апробированы в 2015/2016 учебном году в пяти регионах Российской Федерации.

Целью Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам.

Были разработаны и подготовлены к апробации 16 (10 интегральных и 6 модульных) учебно-методических комплектов по финансовой грамотности для разных ступеней и уровней обучения и возрастных групп: от учащихся начальной школы до обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, а также специфической группы обучающихся – воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. К разработке программ и учебных материалов по финансовой грамотности была привлечена большая группа авторов, имеющих значительный опыт в создании учебных пособий. Перед авторами стояла задача создать практико-ориентированные курсы, позволяющие сформировать навыки сознательного рационального поведения в мире финансовых услуг с учётом разнообразия проблемных жизненных ситуаций.

В Волгоградской области апробировали 10 УМК в 2 школах (Государственное казенное образовательное учреждение Волгоградский лицей-интернат «Лидер», Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №100» г. Волгограда), 3 колледжах (ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж», ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж», ГБПОУ «Волгоградский экономико-технический колледж»), 3 училищах («Профессиональное училище №22», «Профессиональное училище №1», «Профессиональное училище №3», а также в Государственном казенном образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ветютневский детский дом». Апробация проводилась во время внеурочной деятельности, в формате факультативов и т.д.

Эксперты и тьюторы по финансовой грамотности анализировали возможность формирования на основе изучаемых курсов практических навыков и умений сознательного рационального поведения учащихся в финансовой сфере. Задачи, поставленные перед педагогами-апробаторами и тьюторами были весьма обширны и разнообразны. Коллегам предстояло определить качественный уровень каждого из пособий разработанных учебно-методических комплектов. Оценка проводилась на основе анкетирования педагогов, анализа УМК по предложенным весьма подробным критериальным таблицам и общего обсуждения согласованности всех элементов апробируемых УМК в ходе экспертных сессий. Также педагоги должны были провести анализ результативности применения материалов для учебных занятий в процессе их проведения.

Тьюторам и экспертам необходимо было определить условия, возможности и ограничения использования УМК в педагогической практике и выработать ряд рекомендаций по доработке УМК с целью их подготовки к внедрению в учебный процесс. Оценка УМК на экспертных сессиях проводилась по множеству параметров. Отдельно анализировался каждый блок УМК: учебная программа, методические рекомендации для учителя, пособие для учащихся, контрольно-измерительные материалы, пособие для родителей и весь комплекс в целом.

В качестве образца я хотела бы представить анализ УМК для учащихся в системе СПО А.Жданова «Финансовая грамотность». Данный комплекс представлен следующим комплектом материалов:
Жданова А. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО.
Жданова А. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО.
Жданова А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО
Жданова А. Финансовая грамотность: материалы для родителей. СПО.
Жданова А. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО.

Эксперты пришли к следующим выводам:

  1. Программа по данному курсу соответствует требованиям ФГОС и содержит необходимую информацию для учителя.
  2. Пособие для учащихся вызывает большой интерес у студентов к познавательной деятельности. Использование проблемно-деятельностного подхода очень благоприятно сказывается на учебном процессе. Студенты, решая финансовые задачи, осмысляя поставленные в пособии проблемы, раскрывают для себя мир финансов. Иллюстрации очень яркие. Интересны задумки авторов с включением в содержание реальных жизненных ситуаций, рубрик «Это интересно», «Это важно знать». В качестве рекомендации по итогам апробации выступило предложение: по итогам каждой темы целесообразнее вводить систему обобщающих вопросов по содержанию темы. Также педагоги полагают, что необходимо уменьшить объем книги, а само пособие дополнить презентациями, так как курс используется во внеаудиторной работе.
  3. Методические рекомендации для преподавателей соответствуют требованием современным образовательным стандартам. Предложенные методические приемы позволяют реализовать компетентностный практико-ориентировочный подход теоретическое понятия предлагают рассматривать в контексте принятие решений, что способствует обретению личностного значимого смысла приобретенных знаний и умений. Их необходимо по результатам апробации дополнить более конкретными предложениями по организации занятий с указанием видов занятий, методов и приемов работ.
  4. В пособии для родителей предложена система работы с родителями по каждой теме программы, включая различные формы работы. Предложен краткий материал раскрывающий содержимое учебного пособия по финансовой грамоте. Однако в работе с этим пособием у педагогов возникли самые большие трудности. Поскольку надо учитывать возрастные особенности детей (студентов), в этом возрасте они крайне мало обращаются с родителями по учебным вопросам, а большая часть обучающихся проживает в общежитии и не имеет возможности обсуждать материал с родителями. В целом выводы по этому пособию: сократить количество теоретического материала, нуждается в переработке и последующей апробации.
  5. Контрольные измерительные материалы заслужили высокую оценку тьютеров и экспертов, поскольку пособие соответствует предложенному содержанию жанра пособия. Количество предложенных заданий оптимально. Можно с помощью комплекса предложенных заданий выявить степень сформированности заявленных компетенций. 
  6. Оценка всего УМК в целом: Данное УМК соответствует требованиям ФГОС. УМК включает в себя все необходимые компоненты, которые взаимосвязаны между собой, что эффективно сказывается на результатах воспитательно-образовательного процесса, направленность на формирование финансовой грамотности. Его необходимо доработать, внести изменения, уменьшить объем пособия для учащихся, дополнить презентациями, откорректировать материалы для родителей. УМК целесообразно использовать в рамках организации системы работы по внеурочной деятельности (факультатив, кружок и т.д.) т.к. есть темы которые дублируют содержимое, таких дисциплин как: экономика, «Финансы и кредит» , «Бухгалтерский учет» и т.д

По результатам апробации внесено предложение о том, что УМК Жданова А. Финансовая грамотность для обучающихся в системе СПО нуждается в доработке, после осуществления которой УМК можно предложить к реализации в условиях массовой образовательной практики.

Поиск по сайту
Неделя сбережений
facebook vk ok
Опрос Все опросы
Вы откажетесь от оплаты наличными, если банковские карты будут принимать везде?

Результаты голосования →

Тест 1
Дорогие друзья! Предлагаем пройти занимательный тест. Ответив на его вопросы, Вы сможете не только проверить свои знания, но и определить, какой тип финансового поведения характеризует лично Вас! Может быть, Вы все знаете о корпоративных финансах и игре на фондовой бирже, но в повседневной жизни ведете себя, как настоящий транжира! Наш тест поможет Вам определить это. Пройти тест
Курсы валют ЦБ РФ
Курсы валют ЦБ РФ
Дата: 00:00 00:00
Курс доллара 0.00 0.00
Курс евро 0.00 0.00
Курс фунта 0.00 0.00
Курс бел. рубля 0.00 0.00
Курс тенге 0.00 0.00
Курс юаня 0.00 0.00
Курс гривны 0.00 0.00
Курс франка 0.00 0.00
Курс йены 0.00 0.00
Котировки
Товарные рынки
BID ASK
Золото 0.00 0.00
Серебро 0.00 0.00
Платина 0.00 0.00
Палладий 0.00 0.00
Алюминий 0.00 0.00
Никель 0.00 0.00
Медь 0.00 0.00
Нефть Brent 0.00 0.00
Нефть Лайт 0.00 0.00
© 2016, fingram34.ru facebook
Создание сайта: Веб-решение