Волгоградская область является участником пилотного проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в РФ», разработанного Министерством финансов РФ.
Проблема развития финансового образования и повышения уровня финансовой грамотности населения является относительно новой, сложной, но очень интересной и важной для современного общества. Переоценить актуальность решения указанной проблемы (особенно в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры) крайне сложно.
Современному гражданину для успешной и благополучной жизни недостаточно знания прав и обязанностей в их юридическом, гражданском и общественном контексте. Для достижения жизненного успеха необходимо приобретение с юных лет базовых знаний по основам потребительского поведения и ключевых компетенций в сфере личных финансов.
Перед началом работы над проектом нами была проведена аналитическая работа на предмет выявления уровня финансовой грамотности среди детей среднего (11-14 лет) школьного возраста. Результаты тестирования показали, что школьники «все без исключения переоценивают свою финансовую грамотность». Результаты тестирования школьников, которые изучают экономику углубленно: в среднем 48% правильных ответов, то есть на очень «слабенькую троечку».
Школьники проявили высокую заинтересованность в дополнительных знаниях об управлении личными финансами: 58% хотели бы знать больше об этой сфере. Тем не менее, доля тех, кто считает, что он (она) знает то, что ему(ей) нужно, достаточно высока и составляет 28%.
Поскольку, как было выяснено ранее, субъективная оценка собственного уровня финансовой грамотности не связана с уровнем, измеренным с помощью тестов, пассивное отношение к финансовому просвещению объясняется, скорее всего, определенной психологической установкой: «..я не знаю, потому что мне это не интересно, и не хочу прилагать усилий, чтобы узнать, поскольку мне это не нужно».
По итогам аналитической работы и на основании технического задания Некоммерческого фонда реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов нами был разработан образовательный курс «Финансовая грамотность детей среднего школьного возраста в экономических школах, проводимых в детских оздоровительных/летних лагерях».
Целью образовательного курса является обучение основам финансовой грамотности детей среднего школьного возраста в детских оздоровительных/летних лагерях. Обучающий курс представлен в виде многоэтапной игры «Путешествие в страну Фингрия», которая позволит школьникам более реалистично понимать экономическую ситуацию и более грамотно принимать ключевые в их жизни решения для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности.
Так как целевая группа – это дети среднего школьного возраста, то в подборе тематики занятий учитывались возрастные и психологические особенности, которые характеризуются качественными изменениями, связанными с вхождением их во взрослую жизнь. Предполагаемые участники группы летнего оздоровительного отдыха, как правило, имеют разный уровень базовой подготовки в области финансовой грамотности. Группа может состоять из детей, обучавшихся в школах с экономическим уклоном, прошедших курс финансовой грамотности в системе дополнительного образования, а также из детей, впервые проходящих обучение по образовательному курсу финансовой грамотности. Для усиления мотивации обучающихся использован дифференцированный подход который позволяет создавать разнообразные условия обучения с целью учёта особенностей контингента и комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
В условиях летнего оздоровительного лагеря возможным вариантом, на наш взгляд, является внутренняя дифференциация, которая реализуется в форме многоэтапной целевой игры «Путешествие в страну Фингрия».
В 2015 – 2016 учебном году прошла апробация многоэтапной целевой игры «Путешествие в страну Фингрия», где приняли участие школьники 5-х и 7-х классов школы № 43 и школы № 96 г. Волгограда.
Группа обучающихся в количестве 15 человек совершает познавательное путешествие в страну Фингрия, где посещает пять островов и знакомится с основами финансовой грамотности. Так, на Острове Желаний ребята совершают путешествие к озеру «Возможностей», где учатся ставить краткосрочные и долгосрочные цели и визуализировать их в «Дневнике Путешественника».
На Острове Стоимости изготавливают сувенир страны Фингрия из предложенного преподавателем сырья. Ребята рассчитывают себестоимость сувенира и на импровизированном аукционе продают лоты своих сувениров.
Остров Личного планирования знакомит с понятием «бюджет семьи». С помощью игры ребята узнают о непредвиденных расходах и о возможностях оптимизации своего собственного бюджета.
На Острове Банковский рассчитают, с помощью каких финансовых продуктов можно достичь поставленной цели, не рискуя попасть в «долговую яму». На Острове Справедливости ребята «оказываются» на средневековом базаре, где узнают, какими правами обладали жители, также разбирают предложенные ситуации современных потребителей. На каждом из островов ребятам предстоит с помощью жителей сказочной страны Фингрии: – Фина и Грика – осваивать новые экономические знания и умения, проходить «испытания» (решить поставленные задачи и т.д.). В ходе «путешествия» ребята зарабатывают баллы, которые после проведения супер-игры могут обменять на фингрики (денежная единица страны Фингрия) и приобрести призы: футболки, банданы, значки с логотипом страны Фингрия.
По итогам вводного тестирования выявляются ребята с более высоким уровнем финансовой грамотности. Данная группа обучающихся получает специальные инструкции и выполняет следующие роли: налогового инспектора, шерифа, страхового агента, Специалиста пенсионного фонда, банкира, предпринимателя. Остальные обучающиеся являются путешественниками.
Несмотря на то, что данный курс представлен в виде игры, каждое занятие имеет определенные этапы, призванные ввести ребят в обучающий режим.
Организационно-психологический этап. Каждое занятие начинается с «разминки» которая помогает вспомнить предыдущий материал, формировать положительную мотивацию на обучение, составить команды для выполнения последующих заданий. Преподаватель использует методы беседы, диалога, игры.
Этап организации познавательной деятельности обучающихся заключается в формировании новых знаний и умений. С помощью дидактических игр «Не расплескай!», «Нарисуй купюру», «7Я» и др. преподаватель организует освоение обучающимися новых знаний, и реализацию своих идей.
Этап закрепления знаний и умений происходит в течение всего занятия. Ребята «выращивают» дерево Фингрум. Название дерева произошли из трех слов: финансы, грамотность и ум. Выращивая дерево, ребята в конце каждого занятия приклеивают на ветви листочки, цветочки или ягодки. Листочек символизирует понятия, которые ребенок впервые услышал на занятии. Цветочек – это полученные новые знания, а – плод – сформированные умения. Преподаватель на данном этапе заинтересовывает обучающихся, стимулирует их будущую деятельность.
На заключительном занятии ребята участвуют в супер-игре, где выявляются победители многоэтапной игры «Путешествие в страну Фингрия». Таким образом, в школе под открытым небом, в неформальной обстановке, воплощается в жизнь идея учиться играя.
Авторы публикации:
Банькина В.Н. кан. пед. наук, преподаватель ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж»
Баринова Г.С. преподаватель ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж»
Красильникова О.М. кан. пед. наук, преподаватель ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж»
Список литературы:
Закон РФ «О защите прав потребителя» №2300-1 от 07.02.1992 в редакции.
Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 23.12.2003г. № 177-ФЗ
Автономов В.С. Введение в экономику: учебник для 10,11 кл. общеобразоват. учрежд. – 4-е. – М.: Вита-Пресс, 2014.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 1999.
Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами / Дж. К. Ван Хорн М.: Финансы и статистика, 2007.
Войтов А.Г. Экономическая теория: учебник. – М.: Дашков и К, 2012.
Грошев В.П. Занимательная экономика: кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1988.
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. – Вита-Пресс, 2013.
Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учрежд. – 15-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
Курсы валют ЦБ РФ | ||
Дата: | 00:00 | 00:00 |
Курс доллара | 0.00 | 0.00 |
Курс евро | 0.00 | 0.00 |
Курс фунта | 0.00 | 0.00 |
Курс бел. рубля | 0.00 | 0.00 |
Курс тенге | 0.00 | 0.00 |
Курс юаня | 0.00 | 0.00 |
Курс гривны | 0.00 | 0.00 |
Курс франка | 0.00 | 0.00 |
Курс йены | 0.00 | 0.00 |
Товарные рынки | ||
BID | ASK | |
Золото | 0.00 | 0.00 |
Серебро | 0.00 | 0.00 |
Платина | 0.00 | 0.00 |
Палладий | 0.00 | 0.00 |
Алюминий | 0.00 | 0.00 |
Никель | 0.00 | 0.00 |
Медь | 0.00 | 0.00 |
Нефть Brent | 0.00 | 0.00 |
Нефть Лайт | 0.00 | 0.00 |